суббота, 24 августа 2013 г.

Интерактивная декада. Педагогическая классика для настоящего и будущего.

Елена Александровна Годунова и Елена Александровна Пономарева, авторы и модераторы интерактивной декады "Школьная страна: снаряжаем экспедицию",  продолжают направлять нас в экспедиции . 
Седьмой день. Каждый участник продвигается согласно своему графику. Я приступила к заданию "Педагогическая классика для настоящего и будущего"
Вот так оно представлено авторами на странице сайта нашей экспедиции: "Задание  связано с обращением к классическому наследию, к личному опыту использования принципов, открытий, сделанных выдающимися педагогами, в нашей повседневной практике. Общими усилиями соберем самые крупные жемчужины из сокровищницы педагогической мысли, убедимся, что и в настоящем, несмотря на масштабы преобразований в школе, они продолжают сверкать глубиною понимания, продолжают быть надежными путеводителями в мир педагогической профессии. И возьмем с собою в завтрашний день всё то, что доказало: проверка временем ему не страшна.

Интерактивное фото (оригинал) со ссылками на все посты из серии Педагогическая классика для настоящего и будущего (ниже навести курсор , перейти по ссылке)


Что нам предстоит сделать?
  • Освежить в памяти идеи педагогических классиков, воспользовавшись статьями о них в Галактике  и информацией в сети/литературе.
  • Принять участие в дискуссии =оставить 1/несколько  аргументированный(х) комментарий(-ев) (ответ(ы) на вопросы, определенные автором в соответствующих статьях) об одном/нескольких классике(-ках)
  • Оформить страницу в своем блоге, сайте или презентацию, буклет, где рассказать о своем опыте использования принципов, методов, подходов, описанных у классиков педагогики, привести любимые цитаты, пояснить, почему именно на работах этого автора вы остановили выбор. Ссылку на свою творческую работу разместить на соответствующей подстранице (см.ниже) в комментарии в сокращенном виде"


Мой опыт использования принципов, методов, подходов, описанных у классиков педагогики.

Автор: Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), всемирно известный советский педагог-новатор, директор сельской школы, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.
Цитата из книги "Сердце отдаю детям" : "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами"
Цитата из книги "Сто советов учителю""Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По поводу оценивания знаний хотелось бы дать несколько советов.
Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.
Оценка всегда охватывала труд ученика за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда - и ответ (может быть, несколько ответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практического характера.
Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.
Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха - это могучая эмоциональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим.
В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представлении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.
В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требовали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги".

Цитата:  "Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями - это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания"
Из опыта: применение технологии проектного обучения, формирующего оценивания, системно-деятельностный подход, ...

"Произведения В.А. Сухомлинского и материалы о нем, доступные для чтения в интернете:
Василий Сухомлинский "Афоризмы"
"Как воспитать настоящего человека"
"Книга о совести" (скачивать)
"Крылья матери"
"О воспитании"
Павлышская средняя школа
"Родительская педагогика"
"Сердце отдаю детям"
"Сказки"
"Письма к дочери"
"Письма к сыну" ( в сокращении)
"Сто советов учителю"( скачивать)
"Хрестоматия по этике" (скачивать)
Видео о В.А.Сухомлинском и Павлышской школе (1:16:41 на украинском языке),здесь примеры уроков чтения по методике Сухомлинского (на укр.яз)
"Как начать диалог"
В музее В.Сухомлинского\
Г.Д.Глейзер "Сердце, отданное детям"
Он-лайн студия Василия Сухомлинского (на рус. и укр.яз)
Хилтунен Елена "Идея школы Сухомлинского"

Автор: Станислав Теофилович Шацкий, русский и советский педагог, основоположник внешкольных учреждений России (1878-1934).
Цитата: "Надо идти от кухни, а не от Канта", «Жизнь должна быть деятельной», "Детям нужно знать и чувствовать, для чего им следует учиться", "Нельзя, разумеется, думать, что мы создадим абсолютно вечные ценности: мы можем пройти только один из этапов педагогической мысли. Ведь начало новых педагогических идей заложено в очень древние времена. Мы-преемники, а потому не надо обольщаться и придавать себе чересчур большое значение, но иногда хорошо повторить кое-что хорошее старое с новой силой..." . "Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем, людьми потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести, в общем, к пяти положениям:
1) у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;
2) дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
3) дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;
4) детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества;
5) громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности".
Из опыта работы: системно-деятельностный подход, опора на жизненный опыт ребёнка, технология проектного обучения, рефлексия, ...

О наследии Шацкого  Елена Александровна Годунова в своей статье приводит ссылки на:
"Метод проектов Е.С.Полат всем тем, кто занимается проектами, хорошо известный материал. Но его метод берет начало у Шацкого, который, в свое время, разрабатывал тему проектов и внедрял ее в обучение.
Скаткин М.Н. - известный советский методист, начинал работать с Шацким. Книга Скаткина М.Н."Дидактика средней школы" хорошо знакома современным учителям.
По наследию С.Т. Шацкого написано более 20 диссертаций, его труд ценен, как видим, и для учителей"

Автор: Константин Дмитриевич Ушинский – "выдающийся русский педагог, родоначальник русской научной педагогики, родился 19 февраля (2 марта1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны" 
Цитата: "Рассказ по картине, и особенно по картине, нарочно написанной для рассказа, имеет большие преимущества перед самыми красноречивыми рассказами без картин.Картина не только запечатливает в памяти самый рассказ, но и сдерживает самого учителя и группирует в голове ученика приобретенные им сведения...". "Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность".